Россия - это, как водится, водка, матрешка, балалайка, баня, береза. Всегда раздражал этот набор штампов. Но еще более меня бесит, когда что-то из данного перечня у нас пробуют отнять. Как-то в баню, куда я регулярно хожу вот уже не первый десяток лет, пришла компания татарок и, колгоча что-то по-своему, поперла в парилку с тазиком воды и мокрыми вениками. Бабы взъярились и выперли их оттуда. В предбаннике одна татарка стала кричать, что мы ничего не понимаем в банях, и это они, татаре, научили нас париться. Напротив нее, расставив колоннообразные ноги, выставив вперед тугое необъятное пузо встала сисястая русская баба, подбоченилась и насмешливо прогудела: ага, это вы в своих грязных кибитках что ли парились пока бродили по степям? Дружный гогот буквально выдавил татарок из нашей бани. Больше я их там не видела. А еще у меня есть одна знакомая башкирка (кроме шуток!). Так она вполне серьезно убеждала меня, что именно башкиры научили русских ходить в сапогах. До этого все мы поголовно в лаптях, дескать, бродили. Я не стала ссориться с теткой, но мы до сих пр рассказываем это в застольях, как анекдот. И вот к набору смешных нелепиц, связанных с комплексами национальных меньшинств нашей страны, прибавилась еще одна.
29 ноября я побывала на выступлении группы финно-угорского фольклора "Торама". Давно слышала о них. Видела кассеты с их записями на полках фольклорных магазинчиков. Была ужасно рада возможности познакомиться с ними поближе. Пришла в клуб, где они должны были выступать, заранее, в предвкушении праздника, с ручкой, блокнотом, чтобы записать все, что я узнаю о такой редкой этнографической группе. Меня интересовали инструменты, обычаи, обряды. Я помнила, как много интересного и нового я узнала, например, на вечере ительменов в театре Васильева во время театральной олимпиады.
И вот мордовский коллектив "Торама". Руководитель его с самого начала говорит только на мордовском (по-видимому, но не уверена, что это так называется) языке. Хотя только что он ходил и болтал со всеми по-русски. И даже без акцента. А на концерте ему понадобился переводчик видите ли. Круто. Заокеанский гость. Джек Николсон. Ален Делон в Красноярске. Мордовский Питер Гэбриэлл. Н-да. Так с переводчиком, отшучивающимся, что эта песенка, мол, о любви, а это свадебная, так и коротали вечерок. Хотя сам идеолог и пропагандист мордовской национальной идеи говорил много и горячо... о чем-то. Может скабрезные анекдоты травил, может нас, придурков московских, обзывал, а все в зале хлопали и были в восторге. Ему это очень, видно было, нравится. Блокнот за ненадобностью я убрала, ибо единственное новое, что было сказано о национальной культуре мордвы, это то, что столица их - Саранск. Об этом я и так догадывалась. И еще уловила, что там одна такая корявая палка с колокольчиком называется "люляма". Но вот в этом я уже не уверена. Самая же длинная фраза переводчика сообщала о том, что береза - национальный символ мордовского народа, их национальное дерево. И это опять-таки вызвало восторженное повизгивание присутствующих. Может я чего не поняла, и в зале на сто человек в центре Москвы собралась одна мордва? Да нет, у нас их столько не наберется. Да еще понимающих какие-нибудь языки финно-угорской языковой группы. Нет, исключено. Просто это мы, русские, окончательно потеряли всякое чувство собственного достоинства, раз позволяем в центре столицы России представителям малых наций, входящих в ее состав, демонстративно не говорить на государственном языке и жонглировать национальными российскими символами. Я понимаю комплексы малых наций. Я понимаю, что мы, русские, сильные - значит спокойные и терпимые. Но что-то в это вечер я не желала быть ни сильной, ни терпимой к откровенному мелкотравчатому националистическому хамству наших гостей из Мордовии. Так что надену-ка я башкирские калоши, захвачу мордовский березовый веник, да пойду в татарскую баню. А на водочку и на квасок наш кто там претендует? Какая великая нацинальная самобытная культура? какой деревни? В очередь, братки, в очередь. И про флаги свои не забудьте, президентов и гимны обязательно заимейте и, главное, русский язык категорически запретите в своей сельской школе преподавать. Чтобы быть еще самобытней и ближе к корням. Совсем близко. На уровне мусора на земле.
Н.К.

P.P.S. А если коротко объяснить ситуацию, то просто жалко мордовскую группу, которая то ли по недомыслию, то ли по злому умыслу вместо того, чтобы действительно пропагандировать национальную культуру своего народа и рассказывать приходящим на их концерты как можно больше о своей земле, обычаях, традициях её коренных жителей, обостряет чувство национального отчуждения мордовцев и вызывает у части рускоязычной аудитории реакцию неприятия происходящего, как акта политической демонстрации. Если же желание показать зрителям гармонические особенности звучания мордовского языка было бы искренним, то об этом можно было сказать в достаточно лояльной и корректной форме перед началом концерта. А не городить огород гипертрофированного национального выпендража. Хотя, честно говоря, не верю в искренность и бескорыстие "Торамы". И продолжение этой истории подтвердит, думаю, мои самые худшие подозрения.

P.S. Через несколько месяцев после этого мероприятия мне из Казани пришло горькое письмо о том, что там вводят принудительно письменность на основе латиницы. Мои друзья пишут о том, что утешают дочь: она вот вырастет и уедет куда-нибудь в Африку, в Латинскую Америку, куда угодно, где не заставляют учить татарский язык.

Видеотрансляция прошла 19 января.
А видео недостойно для хранения на нашем видеосервере.

Возврат на страницу ТУСОВКА